Пропустить контент

«Советская сатирическая печать»

Posted in Забытые книги

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй.

В.В. Маяковский

«Соловей»,1917

Сегодня в рубрике «Забытые книги» хочется, вспомнить издание 1963 года «Советская сатирическая печать».

«Советская сатирическая печать». Издание 1963 г., изображение №1

Задумав составление большого, охватывающего целый исторический период справочника советской сатирической журналистики, авторы С. И. Стыкалин и И. К. Кременская собрали богатый и разнообразный материал о сатирико-юмористических изданиях, выходивших с 1917 по 1963 г.

Справочник представляет собой широкую картину становления и развития советской сатирической публицистики со всеми ее достижениями и недостатками, успехами и слабостями, удачами и неудачами.

Авторы не ограничились сообщением чисто справочных и библиографических сведений, они дали одновременно глубокие и содержательные характеристики целого ряда сатирических изданий. Помимо этого, они широко ввели в свои аннотации многочисленные выдержки, цитаты, любопытные сатирические «декларации», которыми обычно открывались новые журналы, стихи и прочие материалы. Все это, вместе взятое, не только очень живо и выразительно рисует общественное и художественное лицо тех или иных изданий, но и помогает понять и почувствовать настроения и особенности определенных периодов и этапов в жизни страны.

Если учесть к тому же, что издание богато иллюстрировано репродукциями из редких журналов, рисунков и карикатур, то получилась интересная, ценная и увлекательная книга.

«Советская сатирическая печать». Издание 1963 г., изображение №2
«Советская сатирическая печать». Издание 1963 г., изображение №3
«Советская сатирическая печать». Издание 1963 г., изображение №4«Советская сатирическая печать». Издание 1963 г., изображение №5

Более подробно охарактеризованы крупнейшие сатирические журналы. Например: «Крокодил», «Красный перец», «Чудак» и т.д.

Авторы не поленились создать несколько рубрикаторов (по алфавиту, времени публикации, городам). Что очень удобно для прочтения и ориентации по названиям изданий.

Знаете ли вы о том, что первым советским сатирическим изданием был небольшой и скромный по внешности журнал «Соловей», увидевший свет 24 декабря 1917 г. в Москве.

«Советская сатирическая печать». Издание 1963 г., изображение №6

Создание первых советских сатирических изданий ложится на плечи представителей старой журналистики, вставших в дни борьбы на сторону народа. Им пришлось столкнуться с откровенной враждой своих недавних коллег. Заняться учёбой и воспитанием молодых сатириков. А также столкнуться с проблемой материально-технической базы. Не хватало бумаги, типографской краски, шрифтов. С перебоями работали типографии. Приходилось прибегать к рисункам гравированным на линолеуме, или дереве. Всё это затягивало выход издания и отражалось на его качестве.

Самым нашумевшим, долговечным и известным журналом был «Крокодил».

«Советская сатирическая печать». Издание 1963 г., изображение №7

Выходил в разное время и имел аж 15 штук интерпретаций с названием: «Крокодил», «Безбожный Крокодил», «Военный Крокодил», «Газета Крокодила» и т.д.

Журнал основан в 1922 году в издательстве «Рабочая газета. Коллектив редакции был молодой, талантливый, с изданием активно сотрудничал опытный сатирик Демьян Бедный и другие талантливые острословы.

Название «Крокодил» предложил молодой сотрудник «Рабочей газеты» Сергей Гессен. Новый журнал имел значительные отличия от старого приложения. В первом номере и была опубликована программа действий журнала. Её сформулировал Демьян Бедный: «Красный Крокодил – смелый из смелых! Против крокодилов чёрных и белых». А его стихи определили задачу издания на будущее: «Добираться до всякой гнилости И ворошить гниль без всякой милости, Чтоб нэповская муть не цвела И не гнила – Вот какова задача Красного Крокодила!»

Конечно, задачу перед собой редакция поставила нешуточную. Силы были сконцентрированы на недостатках хозяйственной жизни, которые мешали борьбе народа. Редакция боролась со всеми, кто мешал восстанавливать народное хозяйство. Руководством к действию были советы В.И. Ленина, требовавшего от новой печати деловой и беспощадной войны с конкретными носителями зла. Авторитет журнала и интерес к нему во многом определялись и теми авторами, которые печатались на его страницах. Среди них были писатели Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Виктор Ардов, Эмиль Кроткий, художники Михаил Черемных, Борис Ефимов, Кукрыниксы, периодически печатались также Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша и др.

В начале 1930-х годов политико-идеологическое отношение к сатирическим изданиям меняется. Появляются цензурные запреты и начинается атака на «буржуазную сатиру». С 1933 года «Крокодил» остаётся единственным сатирическим журналом на всю страну.

«Советская сатирическая печать». Издание 1963 г., изображение №8

В 1930 году «Рабочая газета» была закрыта, и производство журнала взяло на себя издательство «Правда». Главным редактором стал Михаил Захарович Мануильский. В это время «Крокодил» стал больше осторожничать, не принимал активного участия в проходивших в стране кампаниях.

Это также было учтено, когда в конце 1933 года ОГПУ нашло «крамолу» в «Крокодиле». Комиссия Л. З. Мехлиса нашла тех, кто занимался в журнале «антисоветской пропагандой». В итоге двое сотрудников были арестованы, а редакция распущена. Мануильский был уволен. Журнал был передан под контроль «Правды». С тех пор журнал уже не уклонялся от политических кампаний, проходящих в стране. В 1936-1940 годах многие сотрудники, работавшие с Мануильским, были репрессированы. Новый состав редакции активно занимался тем, чтобы журнал стал официальным рупором политики во всех сферах общественно-политической жизни. Вместе с материалами сатирического плана были и иллюстрации достижений СССР.

«Советская сатирическая печать». Издание 1963 г., изображение №9

В 2001 году издание журнала прекратилось. В первую очередь это было вызвано недостатком финансирования. Попытки реанимации журнала проводились в том же 2001-м, а затем и в 2005 году. Новые журналы не были рассчитаны на широкие массы и не смогли завоевать интерес у читателей. В 2008 году закрылся последний вариант известного журнала.

Хочется обратить внимание еще на один сатирико-юмористический журнал под названием «Бич». Издавался, как продолжение сатирического журнала «Бузотер».

«Советская сатирическая печать». Издание 1963 г., изображение №10

Журнал осмеивал бюрократизм, бесхозяйственность, пьянство, лень и т.д. Состоял из рубрик «Быта копыто», «Дела в переплёте». Журнал издавался в Киеве, несколько номеров вышло в Тбилиси. К участию в журнале редакции удалось привлечь многих московских сатириков и юмористов. В первом номере были напечатаны юмористические рассказы и фельетоны А. Зорича, Ю. Олеши, В. Шершеневича. Произведения этих и других столичных авторов (М. Андриевской, Арго (А. Гольденберг), В. Ардова, М. Пустынина, А. Стоврацкого, Б. Флита) постоянно публикуются и на страницах других номеров. Однако редакция не сумела создать коллектив опытных сатириков и юмористов. У украинских читателей быстро пропал интерес к этому изданию – приложению, жившему главным образом за счёт перепечаток из сатирических журналов. Но главная ценность «Бича» выражается не в каком-либо денежном эквиваленте и даже не в художественно-графических его достоинствах. Это издание ценно как документ эпохи, как живая сиюминутная реакция свидетелей-современников на исторические события 1917 года, навсегда изменившие мировоззрение всего человечества.

Можно ещё долго делиться примерами и раскрывать интересные тонкости многих изданий, вошедших в книгу. Но мы предлагаем читателю самостоятельно окунуться в мир Советской сатиры.