Пропустить контент

Прогулка по редкому фонду: журнал «Сириус»

Posted in Новости

Продолжаем путешествие по редкому фонду. В библиотеке хранятся не только редкие книги, но и редкие журналы. Подойдем к полке с журналами, где наше внимание привлекает журнал «Сириус». Строгая темно-серая обложка, черный шрифт. На первой странице изображение женского лица, параллельное заглавие на французском языке. Обложка работы Александра Ивановича Божерянова.

На последней странице обложки рекламное объявление.

Титульный лист содержит информацию о периодичности журнала и редакторах.

На обороте титульного листа мы знакомимся с оглавлением и списком репродукций, помещенных в журнале. На следующей странице – обращение к читателям.

Страницы не пронумерованы. Издание отпечатано на вержированной бумаге, иллюстрации на отдельных листах – на мелованной бумаге. Перед иллюстрациями на папиросной бумаге напечатаны подписи к иллюстрациям.

В свое время журнал не привлек внимание читающей публики и вышло только три номера, на этом журнал прекратил свое существование.Но чем же сегодня так привлекателен этот журнал?

Во-первых, первая попытка издательской деятельности поэта Николая Степановича Гумилева (1886–1921).

Картинки по запросу николай гумилев

Во-вторых, во втором номере журнала состоялась первая публикация Анны Андреевны Ахматовой (1889–1966).

Картинки по запросу ахматова

Почему же тогда так недолог был век этого журнала? Обратимся к истории…

С осени 1906 года двадцатилетний Николай Гумилёв живет в Париже. Слушает лекции по французской литературе в Сорбонне, изучает живопись, много путешествует, посещает выставки, знакомится с французскими и русскими писателями.

Это было время, когда новые журналы возникали чуть ли не каждый месяц, а издатели объявляли свой журнал пророком великих истин и новых взглядов на искусство.

Идея издания литературно-художественного журнала зарождается в среде русских художников. 8 января 1907 г. Гумилёв пишет Валерию Брюсову: «…Теперь приступаю к самому главному. Несколько русских художников, живущих в Париже, затеяли издавать журнал художественный и литературный. Так как среди них пишу я один, то они уговорили меня взять заведование литературной частью с титулом редактора-издателя…».

Скорее всего, Николай Гумилев берется за эту работу подражая своему кумиру и наставнику Валерию Яковлевичу Брюсову (1873-1924). В это время Валерий Брюсов редактировал журнал «Весы».

Картинки по запросу валерий брюсов

Из информации на титульном листе мы видим, что в редакцию «Сириуса» входили, кроме Гумилёва Мстислава Владимировича, Мстислав Владимирович Фармаковский (1873–1946, в будущем известный советский искусствовед, историк, художник, археолог, главный хранитель Русского музея.В 1906 в Школе изящных искусств изучал музейное дело и прикладные виды искусства) и Александр Иванович Божерянов (1882 –1959, живописец, график и реставратор, однокашник Фармаковского, навсегда связал свою жизнь с Парижем и стал в середине века экспертом-консультантом Лувра).

По сведениям Александра Васильевича Лаврова и Романа Давидовича Тименчика, журнал издавался на средства М. В. Фармаковского, который к этому времени неплохо зарабатывал. Павел Николаевич Лукницкий (1902–1973, русский советский прозаик, поэт, журналист, собиратель материалов об Анне Ахматовой и Николае Гумилёве) писал, что Гумилёв был так увлечен подготовкой к изданию журнала, что пригласил Божерянова некоторое время пожить у него. Работали  они совершенно бесплатно.

Анализируя содержание журналов, видим, что большая часть материалов принадлежит членам редакции, а репродукции художественных произведений, помещенные в журнале, принадлежат узкому кругу знакомых художников. Как показывают собранные П. Н. Лукницким материалы, к Николаю Гумилёву в период подготовки журнала к изданию «приходили привлеченные к этой работе энтузиасты: скульпторы Курбатов, Николадзе, художник Данишевский…». И действительно, в «Сириусе» помещены репродукции работ художников А. И. Божерянова, М. В. Фармаковского, С. И. Данишевского и скульптора Якова Николадзе (1876–1951, впоследствии знаменитого грузинского ваятеля, работавшего в те годы в мастерской Огюста Родена).

В поисках сотрудников для журнала Гумилёв не добился успеха ни в России, ни в литературных кругах русской колонии в Париже. Даже Валерий Брюсов не откликнулся на его просьбу, промолчал. И только Анна Ахматова согласилась стать постоянным автором журнала.Она выслала Николаю Гумилеву еще одно свое стихотворение, но письмо не дошло, и третий номер журнала вышел без стихотворения Анны Ахматовой.

Чтобы поправить дело, Гумилёв прибегает к помощи вымышленных сотрудников. В письме Брюсову 24 марта 1907 г., спрашивая его мнение о своей прозе, он пишет: «Вам я открою инкогнито: Анатолий Грант – это я. Что же мне было делать, если у нас совсем нет подходящих сотрудников. Приходится хитрить, и истина об Анатолии Гранте – тайна даже для моих компаньонов«.

Борис Генрихович Унбегаун (1898-1973, лингвист и филолог, специалист по славянским языкам и литературе) отмечает, что это был первый литературный журнал, появившийся в Париже, центре русской политической эмигрантской периодики. По его мнению,сотрудниками журнала, были такие же случайные и временные парижане, как и Гумилёв.

Можно предположить, что уже с первого выпуска журнала Николаю Гумилеву становится ясно, что взвалил он на себя пока непосильный груз.

Даже выполнить свои обещания подписчикам журнал не смог. Вместо обещанных шести номеров за три месяца, вышло только три. Кстати, и спонсор Мстислав Фармаковский разочаровался в этом предприятии.

Таким образом, отсутствие опыта, средств, а также авторов, в том числе маститых, имена которых привлекли бы читателей, привело к провалу журнала.

А вот в наше время журнал «Сириус» является библиографической редкостью. Сохранившиеся экземпляры трех выпусков этого журнала известны наперечет.