Пропустить контент

Древнерусское искусство: рукописная книга

Posted in Забытые книги

Уважаемые пользователи!

Предлагаем вашему вниманию рубрику “Забытые книги”.

Древнерусское искусство : рукописная книга / под ред. В. Н. Лазарева, О. И. Подобедовой, С. О. Шмидт. — Москва : Наука, 1972. — 366, [2] с. : ил. — Библиогр. в подстроч. примеч.

Это фундаментальное издание по истории рукописной книги Древней Руси. В настоящий сборник вошли в основном материалы научной конференции, посвященной проблемам изучения средневековой рукописной книги, организованной Институтом истории искусств Министерства культуры СССР в 1969 году.

Долгие годы это издание являлось наиболее авторитетным по вопросам древнерусской рукописной книги. В этом огромная заслуга редакторов издания, которые являются знаменитыми учеными, историками-краеведами.

Лазарев Виктор Никитович. Сын ин­же­не­ра Н. Г. Ла­за­ре­ва. Учил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гическом фа­куль­те­те Московского уни­верситета (1918-1920 годы) у Н. И. Ро­ма­но­ва, Р. Ю. Вип­пе­ра, Б. Р. Вип­пе­ра, В. К. Мальм­бер­га и др. В 1924 году окон­чил ас­пи­ран­ту­ру Института ар­хео­ло­гии и ис­кус­ст­во­зна­ния РАНИОН, за­щи­тив диссертацию «Про­ис­хо­ж­де­ние порт­ре­та в италь­ян­ском ис­кус­ст­ве».

Основные сфе­ры на­учных ин­те­ре­сов Лазарева — ви­зантийское и древнерусское искусствo, искусство эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния в Ита­лии, а так­же ев­ропейское искусство Но­во­го вре­мени. Пре­по­да­вал в МГУ (с 1925 года; профессор с 1935 года; заведующий ка­фед­рой ис­то­рии за­ру­беж­но­го ис­кус­ст­ва с 1960 года); в 1935-1948 годах профессор и заведующий ка­фед­рой ис­то­рии ис­кусств МХИ.

Основным работам Лазарева (по истории древнерусского и византийского искусства, а также искусства эпохи Возрождения) присущи широта проблематики, проникновение в кардинальные процессы истории искусства, обобщающий характер суждений о причинах и о сути этих процессов, мастерство классификации художественных течений и школ, убедительность атрибуций.

Автор трудов непреходя­щей ценности по истории древнерусского, византийского и западноевропейского ис­кусства, в которых впер­вые с такой полнотой и по-новому были освещены эти вопросы, — они поистине принадлежат к лучшим достижениям отече­ственного искусствознания.

Лазарев яв­ля­ет­ся ос­но­ва­те­лем современной московской шко­лы изу­че­ния ви­зантийского, древнерусского и ре­нес­санс­но­го искусства, его тру­ды (все­го около 200) и на­учная дея­тель­ность име­ли ос­но­во­по­ла­гаю­щее зна­че­ние для раз­ви­тия все­го отечественного ис­кус­ст­во­зна­ния в XX веке. Почетный пре­зи­дент Ме­ж­ду­народной ас­со­циа­ции ви­зан­ти­ни­стов. Государственная премия СССР (1976 год). С 1977 года МГУ про­во­дит Ла­за­рев­ские чте­ния — еже­год­ные меж­ду­народные на­учные кон­фе­рен­ции.

Член-корреспондент АН СССР c 1943 г.

Действительный член Британской академии наук.

Действительный член Сербской академии наук.

Член-корреспондент Венецианского института наук, литературы и искусств

Си́гурд О́ттович Шмидт (1922, Москва- 2013, Москва) — советский и российский историк и краевед, специалист в области источниковедения и истории России XVI—XIX веков. Доктор исторических наук, профессор.

Всю жизнь с рождения Сигурд Оттович прожил в доме № 12 по Кривоарбатскому переулку и гордился этим. Ныне в этом доме находится вуз, где преподавал Шмидт С. О. С. О. Шмидт был одним из крупнейших знатоков Арбата и Приарбатья. Этим местам посвящены многие его труды. На почве «арбатства» выросла его дружба с Булатом Окуджавой. Зная историю арбата, Шмидт создал историко-культурный путеводитель по местности, имеющей уникальный статус для русской интеллигенции с пушкинских времен до XX столетия.

Был членом Государственного совета при Президенте Российской Федерациипо особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, многих учёных и научных советов, редакционных коллегий, председателем Всероссийского общества краеведов

С. О. Шмидт как учёный разрабатывал и применял новаторские методы исследований, создав целые научные направления, на которые он ориентировал учеников, давая им возможность развивать открытые пути — исследовать источники, впервые введённые в научный оборот, заниматься изучением историографического наследия учёных прошлого, исследовать проблематики и совершенствовать методики, также впервые им созданные.

Подобно знаменитому Ключевскому, С. О. Шмидт формулировал афоризмы:

«Источник — это все, что источает информацию, полезную для историка».

«Краеведение — это всегда краелюбие».

Ольга Ильинична Подобедова (1912, г. Холм Царство Польское — 27 сентября 1999, Москва) — советский и российский искусствовед, специалист по древнерусской рукописной книге, иконописи. Доктор исторических наук (1961).