Пропустить контент

Дореволюционное издание Моцарта «Реквием»

Posted in Забытые книги

Уважаемые читатели!

  Приглашаем Вас познакомиться с уникальным изданием, находящимся в фонде библиотеки БГУКИ. Дореволюционное издание Моцарта «Реквием» на немецком языке!

  Издано в Лейпциге в издательстве Edition Peters примерно в конце XIX в. [1895?]. Это известное международное (первоначально немецкое) музыкальное издательство. Основано издательство 1 декабря 1800 года в Лейпциге композитором Францем Антоном Хойфмастером и органистом Амброзиусом Кюшелем под названием Hoffmeister & Kühnel, Bureau de Musique, за первые годы работы выпустило, среди прочего, собрание клавирных и органных сочинений Баха (подготовленное И. Н. Форкелем), собрание квартетов Й. Гайдна, квартетов и квинтетов В. А. Моцарта, фортепианные и камерные сочинения Л. Бетховена и др. Издательство существует по сегодняшний день, причем его филиалы работают во многих странах мира.

Сложно сказать, какой путь проделало это издание, прежде чем попасть в нашу библиотеку. Лишь штампы могут подсказать некоторые факты из жизни этого издания. На титульном листе имеется автограф на немецком языке. Штамп внизу страницы указывает, что издание когда-то находилось в продаже в музыкальном магазине в Санкт-Петербурге. Причем было это еще до революции: «Музыкальный магазинъ «В Гёнеръ». Невский пр., №18, С.-Петербургъ». Спустя годы книга оказалась в магазине №37 Лениградского областного отделения книготоргового объединения государственных издательств. Наконец, издание оказалось в Беларуси, о чем свидетельствует штамп Белгосконсерватории за 1951 год. Сегодня издание хранится на нотном абонементе библиотеки БГУКИ.

В разные годы книгу оценивали в 25 рублей, затем в 2 руб. 50 коп. Стоимость издания сегодня смогут оценить только профессиональные букинисты и музейные работники.

Mozart, W. A. Requiem: klavierauszug / W. A. Mozart. ­­– Leipzig: C. F. Peters, [1895?]. – 76 s.

Несколько слов о самом Моцарте и его «Реквиеме». Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

Моцарт и его сестра Наннерль с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.

Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В июле 1791 года Моцарт получил необычный заказ: к нему в дом пришел неизвестный посланник в чёрном, и на условиях секретности сделал заказ на заупокойную мессу — «Реквием». Моцарт согласился на работу, и получил аванс, по разным сведениям, 50 или 100 дукатов. Столько же Моцарт должен был получить по окончании работы.

Как выяснилось позже, Реквием был заказан графом Францем фон Вальзеггом для исполнения в память о своей супруге, Анне фон Фламберг, умершей в феврале 1791 года.

Начав работу над Реквиемом, Моцарт в дальнейшем неоднократно её прерывал ради других сочинений.

После премьеры «Волшебной флейты» 30 сентября 1791 года, Моцарт основательно занялся работой над Реквиемом. Его рвение было настолько сильно, что он собирался даже до того, пока не закончит Реквием, не брать учеников. По утверждению Констанцы, в это время Моцарт часто жаловался на здоровье, и она даже вынуждена была забрать у него партитуру Реквиема, так как работа над ним пагубно влияет на его здоровье. Констанца рассказывала, что во время одной из прогулок в Пратере Моцарт со слезами на глазах сказал, что пишет Реквием для себя.

По свидетельству окружающих, Моцарт продолжал работу над Реквиемом лёжа, вплоть до своей смерти.

Существует также распространенное мнение, что Моцарт перед смертью давал Зюсмайеру указания, как именно следует завершить Реквием. Слабая сторона этой версии в том, что после смерти Моцарта Констанца сначала обратилась к Эйблеру и другим венским композитором, и лишь после этого предложила Зюсмайеру завершить сочинение. Точная степень участия Зюсмайера в завершении реквиема является предметом дискуссий до настоящего времени

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным. Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.