Сайт Белорусского государственного университета культуры и искусств
Пропустить контент

Прогулка по редкому фонду: Книга Николая Павловича Кашина «Этюды об А. Н. Островском»

Posted in Новости

Продолжим путешествие по редкому фонду и остановимся у стеллажа с художественной литературой, возьмем в руки книгу Николая Павловича Кашина «Этюды об А. Н. Островском» второй том (Москва, 1912).

Книга в составном владельческом переплете. Картонные крышки оклеены пестрой бумагой зелено-коричневых оттенков, корешок кожаный коричневого цвета. На корешке слепым тиснением суперэкслибрис «МПМ». Переплет имеет дефекты: потертости и загрязнения. Отсутствие фрагментов кожи на корешке, надрыв корешка.

Открыв книгу, мы видим сохраненную в переплете издательскую обложку. В книге много библиотечных пометок простым карандашом и перьевой ручкой фиолетовыми чернилами.

На обороте контртитула дарственная запись автора «В библиотеку Румянцевского Музея от автора. 1913, 1, 24.».

Кто он, автор дарственной?

Николай Павлович Кашин родился в январе 1874 года в Суздале в купеческой семье. В 1898 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. Впервые опубликовал свои литературные и театроведческие работы в 1901 году. Активно занимался вопросами истории Малого театра и творчества Александра Николаевича Островского.

В 1926 году Николай Павлович был избран действительным членом Государственной академии художественных наук по театральной секции, был секретарём подсекции истории театра. В 1938 году защитил докторскую диссертацию, получил профессорское звание. Кашин был одним из инициаторов установки памятника А. Н. Островскому возле Малого театра.

Памятник Островскому у здания Малого театра в Москве

Умер Николай Павлович Кашин 26 июля 1939 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Могила Кашина на Новодевичьем кладбище Москвы

Почему автор не только посвящает книгу Московскому Румянцевскому Музею, но и дарит книгу с автографом в библиотеку Музея? Причину Николай Павлович Кашин раскрывает во введении к книге: «<…>Почти все рукописи Островского хранятся в Румянцевском музее, в рукописном отделении которого я и работал и продолжаю работать над их изучением, всегда встречая радушный прием со стороны лиц, заведующих отделением – Г. П. Георгиевского и В. В. Пасхалова. Я пользуюсь случаем их от души поблагодарить. <…> Как один из многих бесконечно обязанный музею, я спешу выразить свою искреннюю и сердечную признательность и не имею для этого лучшего средства, как посвятить настоящую книгу тому учреждению, в стенах которого она, так сказать зародилась <…>».

Кто они, кого упоминает во введении Николай Павлович? Георгиевский Григорий Петрович (1866-1948), археограф, библиограф, историк Церкви.

Георгиевский Григорий Петрович (1866-1948)

Пасхалов Вячеслав Викторович (1878-1951), русский советский музыковед, этнограф, композитор, публицист, историк музыки, педагог, музейный и библиотечный работник, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Пасхалов Вячеслав Викторович (18781951)

Николай Павлович Кашин скрупулёзно изучал рукописи Александра Николаевича Островского, сравнивал с напечатанными текстами пьес. Результаты исследования нашли свое отражение в двухтомнике, посвященном творчеству драматурга.

Александр Николаевич Островский (1823-1886)

Дарственная – не единственная провененция в книге. На титульном листе прямоугольный штамп фиолетовой мастикой «Московский Публичный и Румянцевский Музеи», цифры вписаны перьевой ручкой черными чернилами. Поверх поставлен прямоугольный штамп черной мастикой, текст не рассчитывается. Штамп перечеркнут крест-накрест шариковой ручкой фиолетовой мастикой.

Как видим, владельцем данной книги был Московский Публичный и Румянцевский Музеи.

Румянцевский музей, учрежденный в 1828 г. и основанный в 1831 г. в С.-Петербурге, с 1845 г. входил в состав Императорской Публичной библиотеки. Музей бедствовал. Хранитель музея В.Ф. Одоевский предложил перевезти Румянцевские коллекции в Москву.

23 мая 1861 г. Комитет министров принял постановление о переводе в Москву Румянцевского музея и о создании Московского публичного музея. Началось перемещение из Петербурга в Москву Румянцевских коллекций.

Московский публичный и Румянцевский музеи включали в себя, кроме Библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.

Выдающиеся личностями и учеными были сотрудники библиотек и отделений музеев. Всех не перечесть. Назовем еще одного. Федоров Николай Федорович, философ, основоположник русского космизма последнюю четверть XIX в. занимал штатную должность дежурного при Читальном зале. Он помогал читателям не только внимательным отношением к их запросам, но и в беседах с ними. Константин Эдуардович Циолковский считал Федорова своим «университетом», а Лев Николаевич Толстой говорил, что он гордится тем, что жил в одно время с Николаем Федоровичем.

Федоров Николай Федорович (1829-1903)

Вот какие библиотекари и какое отношение читателей к ним…

Но вернемся в день сегодняшний. Как книга попала в нашу библиотеку? Предположительно, были библиотеки посредники, которые оставили разные библиотечные пометки, но не поставили штампы. А в середине 70-х гг. ХХ столетия из обменного фонда одной из библиотек книга была передана в библиотеку только что открывшегося Института культуры.

В библиотеке хранится еще немало книг, которые готовы рассказать свои истории…