Пропустить контент

Проект «Любимые книги преподавателей БГУКИ»

Posted in Новости

Барма Олег Анатольевич

преподаватель кафедры менеджмента социокультурной деятельности

К числу предрассудков нашего времени относится вера в то, что книга, обсуждающая проблемы, заведомо выше той, которая хотела бы всего лишь увлечь читателя.

Х.Л. Борхес

«Трудно назвать себя начитанным человеком. Я homo legens, человек, находящийся в постоянном поиске своих авторов, своих тем, своих книг, и, конечно, себя как читателя. Один из законов Ш.Р.Ранганатана гласит: «Каждой книге — ее читателя». Я дорожу каждой прочитанной книгой, ибо они — мои безмолвные учителя.

Мои первые книги — сборники русских, белорусских, украинских народных сказок, сказок народов мира. Они до сих пор остаются моими любимыми книгами, несмотря на возраст. Перечитывать их одно удовольствие.

В школьные годы я открывал для себя мир национальной, мировой литературы. Именно тогда начался мой поиск. Много раз я откладывал книгу, так и не дочитав ее до конца. Не мое. Даже открывая для себя произведения, которые казались интересными, увлекательными, со временем я терял к ним интерес и дочитывал только из-за необходимости освоения школьной программы.

Первая книга, ставшая для меня настоящим открытием и по сей день занимающая почетное место среди других книг в моей библиотеке – это «Петр Первый» А.Н. Толстого. Дворцовые интриги, сцены бытовой и религиозной жизни крестьян и дворянства, сцены военных баталий приводили меня в восторг. А описание Немецкой слободы было для меня окном в другой мир — мир порядка и гармонии. Естественно, что любимым героем для меня был Алексашка.

Находясь под впечатлением от романа А.Н. Толстого «Петр Первый», я долгое время искал похожие произведения, которые смогли бы оказать на меня такое же эмоциональное воздействие. Лишь обратившись к польской исторической литературе, я нашел своих авторов. Исторические романы Генрика Иосифовича Сенкевича и Юзефа Игнатия Крашевского надолго завладели моим сознанием. Я не читал, «я просто проглатывал» (читатель меня поймет) один за другим романы Г. Сенкевича: «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский», «Quo Vadis», «Крестоносцы». Я до сих пор уверен, что Ян Заглоба является самым ярким персонажем мировой литературы XIX века. Самыми любимыми для меня выражениями Заглобы являются: «Будучи христианином, я ему [Богуну] все обиды прощу, но при условии, что его за два дня до этого повесят», «Не гляди, сударь, в колодец, умного не увидишь».

Самым любимым произведением Юзефа Игнатия Крашевского является роман «Старое предание». Еще раз убеждаюсь в том, что польские авторы умеют красиво писать о любви.

В конце 10 класса мне в руки попали произведения Уильяма Берроуза, которые оказали на меня большое влияние. Даже сегодня мне тяжело оценить их воздействие на мое миропонимание. Их можно назвать своеобразной профилактикой против того, что сегодня называется чумой XX-XXI века. Сейчас я рад тому, что в макулатуре, предназначенной для сжигания, мною были найдены и прочитаны такие его романы, как: «Голый завтрак», «Пространство мёртвых дорог», «Порт святых». Тяжело давать характеристику данным текстам. У каждого читателя сложится свое, персональное отношение к Уильяму Берроузу как писателю, и свое отношения к его произведениям, как к текстам мировой классической литературы.

Одновременно в мой «читательский рацион» вошли Артуро Перес-Реверте и Жозе де Соза Сарамаго, два разных по стилю писателя, но оказавшие на меня одинаковое воздействие.

Артуро Перес-Реверте заинтересовал меня своей манерой изложения материала. Его романы «Кожа для барабана, или Севильское причастие», «Фламандская доска», «Королева Юга» — не просто тексты, насыщенные глубокой философией и тонким юмором, но и «игровой лабиринт», в который автор приглашает всех желающий. Но, есть ли выход из него? Покажет время и степень увлеченности текстом. Я до сих пор нахожусь в нем.

Жозе де Соза Сарамаго – это психолог, интеллектуал, пророк своего времени. Его романы «Год смерти Рикардо Рейса», «Евангелие от Иисуса», «Слепота» обладают гипнотическим воздействие на читателя. Чтобы его ощутить, нужно только начать читать. Роман «Год смерти Рикардо Рейса» я читал более месяца, делая выписки, обращаясь к текстам по истории Испании и Португалии.

Отдельное место в моей библиотеке отводиться Х.Л. Борхесу. Трудно читать его тексты. Каждый текст – это откровение, призыв к познанию. Философия Борхеса – философия всего XX века. Чтобы ее постичь, необходимо хорошо знать исторические вехи жизни великого аргентинца и исторические этапы развития европейской философской мысли. Его рассказы/новеллы: «История вечности», «Книга песка», «Сад расходящихся тропок», «Вавилонская библиотека», «Похвала тени» — шедевры мировой литературы, энциклопедия под названием жизнь. Рассказ «Сад расходящихся тропок» — это лабиринт человеческих душ. Я часто перечитываю его, пытаясь постигнуть смысл слов автора: «…и никому не узнать, — как неизбывны моя боль и усталость».

Если говорить о белорусских писателях, то огромное воздействие на меня оказали произведения Ларисы Антоновны Гениюш, особенно ее автобиографическая работа «Споведзь». Самыми любимыми стихами являются «Не згінай мяне, я не сагнуся», «Благаславенны край наш», «Куфар».

Большим открытием стало для меня творчество Юрия Станкевича, в частности его роман «Любіць ноч — права пацукоў». Реальность нашего времени, ограненная в рамку интеллектуального анализа.

Я за экранизацию мировой художественной литературы. Но никогда не смотрю фильмы, не прочитав перед этим книгу.

Читать текст, напечатанный на бумаге – это истинное наслаждение, которое не заменит ни одно электронное устройство. Чувствовать не только «вкус текста», но и саму книгу – это удовольствие, от которого я не готов отказаться.

P.S. Когда мне становиться грустно, я перечитываю роман Эмиля Золя «Дамское счастье». И получаю от этого удовольствие. Чего и Вам желаю!»