Пропустить контент

Проект «Любимые книги преподавателей БГУКИ»

Posted in Новости

Королев Николай Николаевич,

декан факультета культурологии и социокультурной деятельности,

кандидат педагогических наук, доцент

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА МЕНЕДЖЕРА

ИЛИ

МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА

«Эту книгу я впервые прочитал, когда мне было 12 лет. Она меня потрясла, там было все, что привлекает мальчишек в этом возрасте – путешествия, поиски клада, пиратские приключения, встреча с настоящими разбойниками, первая влюбленность и многое другое.

Сейчас эта книга находится в моем кабинете, и я иногда использую ее в образовательном  процессе. Вы спросите как?

Предмет  «Менеджмент в сфере культуры», тема лекции «Механизм управления».

В начале лекции я объявляю, что сейчас покажу настольную книгу менеджера, которая по своей значимости не уступает, а в чем-то и превосходит остальные учебники и пособия по менеджменту. И торжественно показываю ее студентам.

В аудитории небольшой шок, удивление, кто-то думает, что я их разыгрываю. Тогда я начинаю читать отрывки из книги и анализировать их с позиции менеджмента.

Глава вторая о том, как Том Сойер красил забор.

Пролог

Накануне Том провинился. Тётушка Полли решила его наказать и заставила красить забор.

Эпизод 1

Наступило субботнее утро, и все в летнем мире дышало свежестью, сияло и кипело жизнью. В каждом сердце звучала музыка, а если это сердце было молодо, то песня рвалась с губ. Радость была на каждом лице, и весна – в походке каждого. Белая акация стояла в полном цвету, и ее благоухание разливалось в воздухе.

Кардифская гора, которую видно было отовсюду, зазеленела вся сплошь и казалась издали чудесной, заманчивой страной, полной мира и покоя.

Комментарий: Анализ внешней среды. Внешняя среда никак не располагает к работе. Учеными доказано, что при хорошей погоде производительность труда снижается. В такой день хочется отдыхать, радоваться, созерцать.

Эпизод 2

Том появился на тротуаре с ведром известки и длинной кистью в руках. Он оглядел забор, и всякая радость отлетела от него, а дух погрузился в глубочайшую тоску. Тридцать ярдов дощатого забора в девять футов вышиной! Жизнь показалась ему пустой, а существование – тяжким бременем. Вздыхая, он окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова, сравнил ничтожную выбеленную полоску с необозримым материком некрашеного забора и уселся на загородку под дерево в полном унынии.

Комментарий: Анализ ресурсов:

  1. Есть объект труда (забор), орудия труда (кисть, известь).
  2. Недостает рабочей силы.
  3. Негативный психологический фактор (маленький мальчик с длинной малярной кистью в руках, в обносках — кто же отправляет красить забор в хорошей одежде).

Эпизод 3

Появляется его друг Джим, которого тётушка Полли отправила за водой. Том делает попытку уговорить его помочь красить забор.

– Слушай, Джим, я схожу за водой, а ты побели тут немножко.

– Не могу, мистер Том. Старая хозяйка велела мне поскорей сходить за водой и не останавливаться ни с кем по дороге. Она говорила, мистер Том, верно, позовет меня белить забор, так чтоб я шел своей дорогой и не совался не в свое дело, а уж насчет забора она сама позаботится.

– А ты ее не слушай, Джим. Мало ли что она говорит. Давай мне ведро, я в одну минуту сбегаю. Она даже не узнает.

– Ой, боюсь, мистер Том. Старая хозяйка мне за это голову оторвет. Ей-богу, оторвет.

–… Джим, я тебе шарик подарю! Я тебе подарю белый с мраморными жилками!

Джим начал колебаться.

– Белый мраморный, Джим! Это тебе не пустяки!

– Ой, как здорово блестит! Только уж очень я боюсь старой хозяйки, мистер Том…

… В следующую минуту он уже летел по улице, громыхая ведром и почесывая спину, Том усердно белил забор, а тетя Полли удалялась с театра военных действий с туфлей в руке и торжеством во взоре.

Комментарий: попытка привлечь дополнительную рабочую силу провалилась.

Эпизод 4

Но энергии Тома хватило ненадолго. Он начал думать о том, как весело рассчитывал провести этот день, и скорбь его умножилась. Скоро другие мальчики пойдут из дому в разные интересные места и поднимут Тома на смех за то, что его заставили работать, – одна эта мысль жгла его, как огнем. Он вынул из кармана все свои сокровища и произвел им смотр: ломаные игрушки, шарики, всякая дрянь, – может, годится на обмен, но едва ли годится на то, чтобы купить себе хотя бы один час полной свободы. И Том опять убрал в карман свои тощие капиталы, оставив всякую мысль о том, чтобы подкупить мальчиков. Но в эту мрачную и безнадежную минуту его вдруг осенило вдохновение. Не более и не менее как настоящее ослепительное вдохновение!

Комментарий:

  1. Ревизия ресурсов для того, чтобы привлечь дополнительную рабочую силу – результат отрицательный.
  2. Разработка плана.

Эпизод 5

Он взялся за кисть и продолжал не торопясь работать. Скоро из-за угла показался Бен Роджерс – тот самый мальчик, чьих насмешек Том боялся больше всего на свете. Походка у Бена была легкая, подпрыгивающая – верное доказательство того, что и на сердце у него легко и от жизни он ждет только самого лучшего. Он жевал яблоко и время от времени издавал протяжный, мелодичный гудок, за которым следовало: «Динь-дон-дон, динь-дон-дон», – на самых низких нотах, потому что Бен изображал собой пароход… Машина стала, сэр! Тинь-линь-линь! Шт-шт-шт! (Это пароход выпускал пары.) Том по-прежнему белил забор, не обращая на пароход никакого внимания. Бен уставился на него и сказал:

– Ага, попался, взяли на причал!

Ответа не было. Том рассматривал свой последний мазок глазами художника, потом еще раз осторожно провел кистью по забору и отступил, любуясь результатами. Бен подошел и стал рядом с ним. Том проглотил слюну – так ему захотелось яблока, но упорно работал. Бен сказал:

– Что, старик, работать приходится, а?

Том круто обернулся и сказал:

– А, это ты, Бен? Я и не заметил.

Комментарий:

  1. Полное игнорирование потенциального партнера с целью показать увлеченность своей работой.
  2. Первая тактическая (психологическая) победа.

Эпизод 6

– Слушай, я иду купаться. А ты не хочешь? Да нет, ты, конечно, поработаешь? Ну, само собой, работать куда интересней.

Том пристально посмотрел на Бена и спросил:

– Чего ты называешь работой?

– А это, по-твоему, не работа, что ли?

Том снова принялся белить и ответил небрежно:

– Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому Сойеру она по душе.

– Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!

Кисть все так же равномерно двигалась по забору.

– Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату достается белить забор.

Комментарий:

  1. Бен делает ошибку, сразу выкладывая «главный козырь» (он идет купаться, а Том не может пойти, хотя купание для Тома любимое занятие).
  2. Том ставит под сомнение, что интереснее: купание или покраска забора? Приводит аргумент, который нельзя опровергнуть (кто кроме Тома может знать, что ему по душе?).
  3. Подчеркивает эксклюзивность работы (не каждый день выпадает белить забор).

Эпизод 7

После этого все дело представилось в новом свете. Бен перестал жевать яблоко. Том осторожно водил кистью взад и вперед, останавливаясь, время от времени, чтобы полюбоваться результатом, добавлял мазок, другой, опять любовался результатом, а Бен следил за каждым его движением, проявляя все больше и больше интереса к делу. Вдруг он сказал:

– Слушай, Том, дай мне побелить немножко.

Том задумался и сначала как будто готов был согласиться, а потом вдруг передумал.

– Нет, Бен, все равно ничего не выйдет. Тетя Полли прямо трясется над этим забором; понимаешь, он выходит на улицу, – если б это была та сторона, что во двор, она бы слова не сказала, да и я тоже. Она прямо трясется над этим забором. Его знаешь как надо белить? По-моему, разве один мальчик из тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует.

– Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть. Том, я бы тебя пустил, если б ты был на моем месте.

– Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила… Видишь, какие дела? Ну-ка, возьмешься ты белить забор, а вдруг что-нибудь…

– Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.

– Ну, ладно.… Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.

– Я все яблоко тебе отдам!

Комментарий:

  1. Подчеркивание уникальности, значимости, престижности проекта.
  2. Искусство интерпретации фактов (Бен тоже хотел, но ему не разрешили).

Эпизод 8

Том выпустил кисть из рук с виду не очень охотно, зато с ликованием в душе. И пока бывший пароход «Большая Миссури» трудился в поте лица на солнцепеке, удалившийся от дел художник, сидя в тени на бочонке, болтал ногами, жевал яблоко и обдумывал дальнейший план избиения младенцев. За ними дело не стало. Мальчики ежеминутно пробегали по улице; они подходили, чтобы посмеяться над Томом, – и оставались белить забор. Когда Бен выдохся, Том продал следующую очередь Билли Фишеру за подержанного бумажного змея, а когда тот устал белить, Джонни Миллер купил очередь за дохлую крысу с веревочкой, чтобы удобней было вертеть, и т.д. и т.д., час за часом. К середине дня из бедного мальчика, близкого к нищете, Том стал богачом и буквально утопал в роскоши. Кроме уже перечисленных богатств, у него имелось: двенадцать шариков, сломанная губная гармоника, осколок синего бутылочного стекла, чтобы глядеть сквозь него, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мела, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, черенок от ножа, четыре куска апельсинной корки и старая оконная рама. Том отлично провел все это время, ничего не делая и веселясь, а забор был покрыт известкой в три слоя! Если б у него не кончилась известка, он разорил бы всех мальчишек в городе.

Комментарий:

  1. Развитие проекта.
  2. Выход на новый уровень.
  3. Получение прибыли.

Эпилог

Том подумал, что жить на свете не так уж плохо. Сам того не подозревая, он открыл великий закон, управляющий человеческими действиями, а именно: для того чтобы мальчику или взрослому захотелось чего-нибудь, нужно только одно – чтобы этого было нелегко добиться.

Вывод

Мастерство менеджера состоит в том, чтобы отсутствие ресурса (антиресурс) превратить в главный ресурс с целью выполнения задачи и получения прибыли.

Пример: Если для реализации социокультурного проекта не хватает специалистов, сотрудников, можно принять их на работу по контракту, срочному трудовому соглашению и т.п., и тогда придается платить деньги ИМ, а можно предложить им пройти стажировку, выдать им документ об участии в вашем проекте и деньги заплатят ВАМ. Если для проведения проекта недостает оборудования, можно купить, взять в аренду и заплатить за это деньги, а можно взять его на ответственное хранение с правом использования и получить за это деньги.

Браво Том Сойер!

P.S. Не возражаю против размещения этого материала в Репозитории БГУКИ в качестве текста лекции по дисциплине «Менеджмент в сфере культуры».